Неточные совпадения
Стародум. И не дивлюся: он должен привести в трепет
добродетельную душу. Я еще той веры, что
человек не может быть и развращен столько, чтоб мог спокойно смотреть на то, что видим.
— Мнишь ты всех
людей добродетельными сделать, а про то позабыл, что добродетель не от себя, а от бога, и от бога же всякому
человеку пристойное место указано.
Петр Петрович не спеша вынул батистовый платок, от которого понесло духами, и высморкался с видом хоть и
добродетельного, но все же несколько оскорбленного в своем достоинстве
человека, и притом твердо решившегося потребовать объяснений.
Я серьезно иногда готов заключить, что о наслаждениях труда выдумали праздные
люди, разумеется из
добродетельных.
«Пусть уж лучше я пред тем, убитым и ограбленным, убийцей и вором выйду и пред всеми
людьми, и в Сибирь пойду, чем если Катя вправе будет сказать, что я ей изменил, и у нее же деньги украл, и на ее же деньги с Грушенькой убежал
добродетельную жизнь начинать!
— Ну, кому, скажи, пожалуйста, вред от благодарности, — говорил мне один
добродетельный подсудок, «не бравший взяток», — подумай: ведь дело кончено,
человек чувствует, что всем тебе обязан, и идет с благодарной душой… А ты его чуть не собаками… За что?
Старый мой барин,
человек добросердечный, разумный и
добродетельный, нередко рыдавший над участию своих рабов, хотел за долговременные заслуги отца моего отличить и меня, дав мне воспитание наравне с своим сыном.
К этому прибавляли, в виде современной характеристики нравов, что бестолковый молодой
человек действительно любил свою невесту, генеральскую дочь, но отказался от нее единственно из нигилизма и ради предстоящего скандала, чтобы не отказать себе в удовольствии жениться пред всем светом на потерянной женщине и тем доказать, что в его убеждении нет ни потерянных, ни
добродетельных женщин, а есть только одна свободная женщина; что он в светское и старое разделение не верит, а верует в один только «женский вопрос».
Напротив, чистота только тогда будет заведена, если я весь сор буду прятать куда-нибудь к стороне; так и нравы:
людей совершенно
добродетельными сделать нельзя, но пусть все это они делают только поскромнее, поосторожнее, — тогда и нравы улучшатся.
Первое: вы должны быть скромны и молчаливы, аки рыба, в отношении наших обрядов, образа правления и всего того, что будут постепенно вам открывать ваши наставники; второе: вы должны дать согласие на полное повиновение, без которого не может существовать никакое общество, ни тайное, ни явное; третье: вам необходимо вести
добродетельную жизнь, чтобы, кроме исправления собственной души, примером своим исправлять и других, вне нашего общества находящихся
людей; четвертое: да будете вы тверды, мужественны, ибо
человек только этими качествами может с успехом противодействовать злу; пятое правило предписывает добродетель, каковою, кажется, вы уже владеете, — это щедрость; но только старайтесь наблюдать за собою, чтобы эта щедрость проистекала не из тщеславия, а из чистого желания помочь истинно бедному; и, наконец, шестое правило обязывает масонов любить размышление о смерти, которая таким образом явится перед вами не убийцею всего вашего бытия, а другом, пришедшим к вам, чтобы возвести вас из мира труда и пота в область успокоения и награды.
Довольно, что все вообще признают целью приближение
человека к некоторому образу совершенства, не говоря, есть ли то состояние первозданной славы и невинности, или преобразование по Христу, или тысячелетнее царствие, или глубоко-добродетельная, радостная мудрость, в сем ли мире то совершится, или по ту сторону гроба, но токмо каждый стремится к совершенству, как умеет, по любезнейшему образу своего воображения, и мудрейший не смеется ни над одним из них, хоть иногда и все заставляют его улыбаться, ибо в мозгу человеческом ко всякому нечто примешивалось.
Некоторые думают, что цели сии состоят в том, чтобы делать
людей более
добродетельными посредством ожиданий, напрягающих и возвышающих нашу душу, посредством братской помощи и общественной радости и, таким образом, мало-помалу соединить
людей достойных в всеобщий союз, который не только бы укреплял каждого особенно, но служил бы и к тому, чтобы соединенными силами увлекать даже тех, кои без энтузиастических видов не взяли бы в том участия.
Со всем тем, когда Иоанн взирал милостиво, взгляд его еще был привлекателен. Улыбка его очаровывала даже тех, которые хорошо его знали и гнушались его злодеяниями. С такою счастливою наружностью Иоанн соединял необыкновенный дар слова. Случалось, что
люди добродетельные, слушая царя, убеждались в необходимости ужасных его мер и верили, пока он говорил, справедливости его казней.
— Впрочем, сударыня, и во всяком звании и приятности и неприятности бывают, — наконец высказался он, — но
человек, по слабости своей, первыми восхищается, а последние старается позабыть. Для чего позабыть? а именно для того, сударыня, дабы и сего последнего напоминовения о долге и
добродетельной жизни, по возможности, не иметь перед глазами.
Одна, степенно ведомая в пределах приличия роскошная жизнь благопристойной, так называемой
добродетельной семьи, проедающей, однако, на себя столько рабочих дней, сколько достало бы на прокормление тысяч
людей, в нищете живущих рядом с этой семьей, — более развращает
людей, чем тысячи неистовых оргий грубых купцов, офицеров, рабочих, предающихся пьянству и разврату, разбивающих для потехи зеркала, посуду и т. п.
Иначе и невозможно: как скоро сознание правды и права, здравый смысл проснулись в
людях, они непременно требуют не только отвлеченного с ними согласия (которым так блистали всегда
добродетельные герои прежнего времени), но и внесение их в жизнь, в деятельность.
А между тем чего же яснее, — разве не говорили славянофилы: следует изображать русского
человека добродетельным и доказывать, что корень всякого добра — жизнь по старине; в первых пьесах своих Островский этого не соблюл, и потому «Семейная картина» и «Свои
люди» недостойны его и объясняются только тем, что он еще подражал тогда Гоголю.
Конечно, я гоню прочь все эти непрошеные подсказыванья встревоженной мысли, я призываю на помощь всю мою решимость, чтоб как-нибудь обойти их, но что же мне делать с художественным чутьем, которое не хочет знать ни сплошь
добродетельных, ни сплошь порочных
людей?
Телятев. Я развратный
человек?.. Да вы
добродетельней меня не найдете. Я вам сейчас докажу.
И с чего это взяли все эти мудрецы, что
человеку надо какого-то нормального, какого-то
добродетельного хотения?
А так как у меня гораздо больше дурного, чем хорошего, то это и был и есть хороший, очень хороший
человек: честный, твердый, воздержный и просто
добродетельный.
Но если полная мера политического благоденствия есть наша доля, то будем же признательны и не забудем, что великие отличия приносят с собою и великие должности; что Благородный есть ли и
человек добродетельный или поношение своего рода; что быть полезным есть первая наша обязанность; и что истинный Российский Дворянин не только посвящает жизнь отечеству, но готов и смертию доказать беспредельную любовь свою к его благу!
С каким трогательным красноречием изображает Она ужас сего варварского обыкновения терзать
людей прежде осуждения, сей адом вымышленный способ допросов, страшнейший самой казни, вину бесчисленных ложных показаний и неправедных приговоров! (193–197) Сердце всякого чувствительного, содрогаясь вместе с
добродетельным сердцем Монархини, уверено, что в Ее царствование ни в каком случае не могло быть терпимо сие лютое и безрассудное истязание.
И я приехала искать примиренья? с таким
человеком? Нет! Союз с ним значит разрыв с небесами; хотя мой супруг и орудие небесного гнева, но, творец! взял ли бы ты
добродетельное существо для орудия казни? Честные ли
люди бывают на земле палачами?
Загоскин совершил многотрудный подвиг: он вывел так называемого
добродетельного, в настоящем же случае, просто доброго
человека, камень преткновения и для великих талантов — и добрый
человек не скучен, а напротив возбуждает полное сочувствие.
Народы дикие любят независимость, народы мудрые любят порядок, а нет порядка без власти самодержавной. Ваши предки хотели править сами собою и были жертвою лютых соседов или еще лютейших внутренних междоусобий. Старец
добродетельный, стоя на праге вечности, заклинал их избрать владетеля. Они поверили ему, ибо
человек при дверях гроба может говорить только истину.
Иван Федорович Вольф был хотя лютеранин, но шел по истинному пути: он был
человек добродетельный, кроткий и тихий; где мог он почерпнуть силы для совершения такого страшного, мученического подвига?
Последних я вовсе не знал, или, лучше оказать, не помнил, потому что был слишком мал, когда они уехали из Уфы, но я наслышался об них как об самых
добродетельных и честных
людях.
Юлия. Не дивитесь, это делается не по рассудку, но по быстрому чувству сострадания; оно скоро вспыхнет и скорей того остывает. Завтра, может быть, я не с таким рвением попекусь об этом недужном, и, видите ли, нынешний мой подвиг превратится в ничто. Изведайте постоянство в добрых делах, и тогда только называйте
человека добродетельным. (Между тем оправляет больного.)
— Сеня, необидчивый ты
человек, миловидный, любезный! ты прост, ты
добродетельный… слышал?
Быть не известным
людям или не понимаемым ими и не печалиться об этом — в этом свойство истинно
добродетельного, любящего других
людей,
человека.
Нравственный,
добродетельный государственный
человек есть такое же внутреннее противоречие, как целомудренная проститутка, или воздержный пьяница, или кроткий разбойник.
Быть
добродетельным значит быть свободным душой.
Люди, постоянно гневающиеся на кого-нибудь, беспрестанно боящиеся чего-нибудь и отдающиеся страстям, не могут быть свободны душой. Кто не может быть свободным душой, тот — видя, не увидит, слыша, не услышит, вкушая, не различит вкус.
Человек из подполья пишет: «С чего это взяли все эти мудрецы, что
человеку надо какого-то нормального, какого-то
добродетельного хотения? С чего это непременно вообразили они, что
человеку надо непременно благоразумно-выгодного хотения?
Человеку надо одного только самостоятельного хотения, чего бы эта самостоятельность ни стоила, к чему бы ни привела».
Подпольный
человек Достоевского пишет: «С чего это взяли все эти мудрецы, что
человеку надо какого-то нормального, какого-то
добродетельного хотения? С чего это непременно вообразили они, что
человеку надо непременно благоразумно-выгодного хотения?
Человеку надо — одного только самостоятельного хотения, чего бы эта самостоятельность ни стоила и к чему бы ни привела».
Прежде все были такие нравственные,
добродетельные, а теперь, помилуйте, про кого ни спросишь, про всех говорят такое, что просто за
человека страшно…
Всё наказывается на этом свете, если верить
добродетельным и благочестивым
людям. Был ли наказан дирижер?
Древнееврейскому народу было свойственно убеждение, что блага жизни и счастье даются
человеку за
добродетельную жизнь.
— Да именно так! — злобно продолжала она. — Когда я была лучшим другом вашей
добродетельной жены, — она особенно подчеркнула эпитет, — она удостаивала меня своим доверием. Часто она высказывала о вас откровенное мнение. Она считала вас
человеком без сердца, развратным животным и даже нечестным
человеком, так как, по ее словам, вы жили на ее счет.
Такую актрису, по мнению
людей вашего круга, вы спокойно можете назвать перед церковным алтарем вашей женой, чтобы вашим же именем прикрывать дальнейшие похождения этой светской
добродетельной развратницы.
— А разве я мечу в героини, Степа? Да, я преступница в глазах всех
добродетельных и здоровых
людей. Они — добродетельны и здоровы. Я — беспутная и больная бабенка. Доволен ты теперь?
Караулов был
добродетельный, даже целомудренный
человек. Караулов любил графиню Конкордию, но Караулов был мужчина.
И поведа той старец: «Бывшу мне во отрочестве, слыхал аз, многогрешный, от родителей был-де в их веси
человек добродетельный и благочестивый, имя то самое имеяй, каковым пришлец сей чудный себя нарицает…
— Я подразумеваю, что франк-масонство есть fraternité [братство] и равенство
людей с
добродетельными целями, — сказал Пьер, стыдясь по мере того, как он говорил, несоответственности своих слов с торжественностью минуты. — Я подразумеваю…
Баранщиков пошел на корабельную пристань и стал там толкаться между корабельщиками, отыскивая «
добродетельного»
человека христианской веры, который бы его выручил из плена.
Пьер, подойдя ближе, узнал в риторе знакомого
человека, Смольянинова, но ему оскорбительно было думать, что вошедший был знакомый
человек: вошедший был только брат и
добродетельный наставник.
«Весь план ордена должен быть основан на том, чтоб образовать
людей твердых,
добродетельных и связанных единством убеждения, убеждения, состоящего в том, чтобы везде и всеми силами преследовать порок и глупость и покровительствовать таланты и добродетель: извлекать из праха
людей достойных, присоединяя их к нашему братству.